Школа самбо

Что такое «Русский Стиль».

Русские воины испокон веков были осо­бенно сильны в рукопашном бою. Именно поэтому непобедимый Суворов любил по­вторять, что «пуля — дура, а штык — молодец». История войн, в которых участвовала Россия, полна свидетельств того, как в рукопашных схватках наши солдаты громили превос­ходящие силы противника.

Но после революции искусство русского руко­пашного боя стало постепенно забываться. В три­дцатые годы его исключили из общевойсковой подготовки, наложили гриф «совершенно секретно» и запрятали в спецучилища, готовившие сотрудни­ков НКВД. Вместе с разгромом казачества и унич­тожением потомственного офицерства прервалась традиция передачи этого искусства из поколения в поколение. Были также сведены на нет народные обычаи кулачных боев…

ныне осталось мало людей, знакомых с наследием русских воинов. В своем боль­шинстве они служат в органах госбезо­пасности и в частях спецназначения. Мы, как нация, оказались на грани полной утраты этого слоя своей культуры. А образовав­шуюся пустоту поспешили заполнить восточные единоборства. Каратэ и ушу, таэквондо и джиу- джитсу. Беда в том, что лишь единицы из их числа приобщены к подлинным традициям Востока. Подавляющее большинство — самоучки, постигавшие приемы по книгам и видеофильмам. Понятно, что техни­ческие тонкости, не говоря уже о религиозной фило­софии, составляющей сердцевину этих искусств, остались для них «тайной за семью печатями».

Может быть, для славян гораздо лучше было бы возродить свою собственную традицию. Ведь она отвечает особенностям рус­ского национального характера, нераз­рывно связана с православной верой, а не буддистской или кришнаитской… И такие попытки делаются. Например, в феврале 1991 года в Санкт- Петербурге  состоялась первая встреча представителей различных школ русского рукопашного ; боя. Среди них были псковские скобари, славяно-горицкие воины, твер­ские кулачные бойцы и многие, многие другие…

Рассказывает бывший сотрудник КГБ из бывшего Свердловска (а ныне Екатеринбурга) Александр Лавров:

  • «Русский стиль» рукопашного боя в том виде, в каком он существует в органах госбезопас­ности, имеет чисто прикладное значение. Его осваивают спецназы и подразделения правитель­ственной охраны. Благодаря своей универсальности он позволяет «работать» против любого против­ника: боксера, самбиста, каратиста, а также воору­женного холодным и огнестрельным оружием.
  • Вместо поясов, данов и разрядов в- нем при­сваиваются категории, от первой до шестой. Третья категория приблизительно соответствует званию ма­стера спорта. Тот, кто имеет шестую, практиче­ски неуязвим. Конечно, в принципе можно убить любого человека, но «достать» мастера «русского стиля» очень и очень непросто…
  • Вся система подготовки разделена на отдель­ные блоки.
  • Блок «работы с хода» позволяет «разо­браться» с нападающим на тебя с любой стороны противником в то время, когда ты идешь по улице.
  • Блок против всех видов захватов имеет по 10— 15 противодействий на каждый из них. Специальная подготовка проводится как против уличной драки, так и ударов боксеров и каратистов.
  • Существует блок работы лежа (в том случае, если тебя захватили в постели или сбили с ног) и сидя.

Осваивается также тактика и техника боя в ограниченном пространстве: комнате, коридоре, лифте, автобусе, самолете, автомобиле.

Следующие блоки подготовки направлены против вооруженных против­ников: можно защищаться голыми руками, при по­мощи подручных средств (использовать все — от камня на дороге до частей собственной одежды)… Простота и действенность «русского стиля» порази­тельны. В нем не требуется постоянной растяж­ки, отсутствует «набивка» ударных поверхностей рук и ног, нет сверхнапряжений, не надо ломать доски и разбивать кирпичи. Напротив, используется естественная подвижность и гибкость суставов.

  • Навыки «русского стиля» остаются на всю жизнь, и вы сможете с его помощью успешно защищаться даже в шестидесятилетием возрасте. Это прежде всего стиль обороняющегося человека, выманивающего противника на себя. Никогда не начинать первым — главное правило, отправная точка «русского стиля»…

Вот небольшая сцена: против него выходит здо­ровенный кик-боксер. Пытается атаковать, но удар проходит мимо, а сам тяжеловес летит на пол благо­даря неуловимому движению мастера. Со стороны его действия выглядят естественными и простыми, но повторить их никому из присутствующих не удается…

Искусству рукопашного боя А. А. Кадочников на­чал учиться еще в детстве от своего отца (а тот перенял его от деда, пластуна-разведчика первой ми­ровой войны, кавалера трех георгиевских крестов). Продолжил в училище, готовившем армейских раз­ведчиков и диверсантов. В училище рукопашный бой преподавали ученики Виктора Афанасьевича Спири­донова, бывшего штабс-капитана русской армии, ставшего впоследствии полковником НКВД. Не от­личавшийся (как и Кадочников) ростом и силой Спиридонов главную ставку делал на ловкость и мягкость, а не физическую мощь и жесткую технику. Его основной принцип напоминает айкидо: не мешать противнику атаковать, а в определенный момент нейтрализовать, обратив его движение и силу против него самого. Для того, чтобы это было возмож­ным, важно было уметь работать расслабленно, эко­номно и точно…

Свое объяснение техники рукопашного боя Кадочников начинает с расчетов. Он говорит: «Скажем, спортсмен бежал ди­станцию, работая на рекорд, и ни о чем другом не думал. После этого он себя пло­хо чувствует, у него скачет давление от перенапря­жения, могут быть травмы и все такое прочее. Мы же ищем оптимальные режимы физических действий ‘ в экстремальных условиях.

Если силу прилагать правильно, то для выполне­ния приема ее требуется в несколько раз меньше. Простейшая геометрия: вот вектор силы… вот рычаг с точкой опоры… Плечо, предплечье, катет, гипоте­нуза… Трехмерное пространство… Кстати, работа в трех плоскостях — один из основных технических принципов «русского стиля». Именно благодаря ему можно без особых усилий выводить противника из равновесия».

Во время одного из показательных выступлений Кадочников работал со знаменем на длинном древке против двенадцати противников. Смотрелось это очень эффектно: развевающееся полотнище, мягкие, лег­кие движения, элегантные манеры. А нападавшие сталкивались друг с другом, падали, едва успев сделать шаг, получали удары от своих же… Ножи перехватывались на лету, мощнейшие удары рук и ног нейтрализовались едва заметным движением ладони или буквально двумя пальцами. Прямо какой-то театр!

Техника Кадочникова не требует больших затрат энергии. Однако ее легкость обман­чива. За ней стоит математическая точ­ность расчетов, стоит огромный труд. Мало того, что она основана на законах механики, геометрии, биологии. Осваивать искусство рукопашного боя «по Кадочникову» это значит вести соответствующий образ жизни, определенным обра­зом тренировать свое мышление…

«Искусство рукопашного боя является невидимым оружием,— любит повторять А. А. Кадочников,— которое нельзя обнаружить, пока его не приме­нили, и нельзя отобрать, пока человек жив». В этих словах троякий смысл.

 Во-первых, он в том, что в ка­честве оружия можно использовать буквально лю­бой предмет, оказавшийся под руками — палку, рас­ческу, стакан с чаем, стул или обыкновенные та­релки. Стул, например, во многом похож на рога оленя, опаснейшее оружие, которого боится даже тигр. А тарелки в умелых руках заменяют мета­тельные звездочки ниндзя (сюрикены)…

Во-вторых, техника рукопашного боя превращается в искусство не раньше того времени, когда она входит в плоть и кровь, когда благодаря тысячекратным повторениям на тренировках приемы становятся бессознательными инстинктивными движениями обо­роняющегося человека.

В-третьих, неотъемлемой частью искусства руко­пашного боя является тактика, то есть специфиче­ский способ мышления, обеспечивающий автомати­ческий выбор наиболее эффективных действий с учетом места и времени, погоды, дистанции, воз­можностей неприятеля и т. д.

Но это еще не все. Алексей Алексеевич говорит, что «наша школа — это комплексные занятия и комплексный подход, а не просто изучение приемов самозащиты. Занятия в ней составляют смысл жизни для каждого из нас. Рукопашный бой лишь одна из составных частей системы выживания в экстремаль­ных условиях». Поэтому его ученики самым серьез­ным образом изучают военно-полевую медицину и топографию, шифровальное и подрывное дело, технику разведки и маскировки, прикладную физику и химию, и многое другое. Все это нужно для того, чтобы каждый боец мог не просто выжить любой ценой, а обязательно выполнил поставленную перед ним зада­чу. Армия, состоящая из таких людей, будет непо­бедимой. Для того, чтобы наша армия могла быть такой и работает Алексей Кадочников…

Итак, «русский стиль» рукопашного боя не исчез безвозвратно. Но для того, чтобы его возродить, сделать доступным мас­сам, надо решить ряд проблем. Надо найти и рассекретить знатоков и мастеров «рус­ского стиля»; объединить их в соответствующую организацию; начать проводить учебно-методические семинары, наладить выпуск литературы и видеофиль­мов, почаще устраивать показательные выступ­ления.