Что такое «Русский Стиль».
Русские воины испокон веков были особенно сильны в рукопашном бою. Именно поэтому непобедимый Суворов любил повторять, что «пуля — дура, а штык — молодец». История войн, в которых участвовала Россия, полна свидетельств того, как в рукопашных схватках наши солдаты громили превосходящие силы противника.
Но после революции искусство русского рукопашного боя стало постепенно забываться. В тридцатые годы его исключили из общевойсковой подготовки, наложили гриф «совершенно секретно» и запрятали в спецучилища, готовившие сотрудников НКВД. Вместе с разгромом казачества и уничтожением потомственного офицерства прервалась традиция передачи этого искусства из поколения в поколение. Были также сведены на нет народные обычаи кулачных боев…
ныне осталось мало людей, знакомых с наследием русских воинов. В своем большинстве они служат в органах госбезопасности и в частях спецназначения. Мы, как нация, оказались на грани полной утраты этого слоя своей культуры. А образовавшуюся пустоту поспешили заполнить восточные единоборства. Каратэ и ушу, таэквондо и джиу- джитсу. Беда в том, что лишь единицы из их числа приобщены к подлинным традициям Востока. Подавляющее большинство — самоучки, постигавшие приемы по книгам и видеофильмам. Понятно, что технические тонкости, не говоря уже о религиозной философии, составляющей сердцевину этих искусств, остались для них «тайной за семью печатями».
Может быть, для славян гораздо лучше было бы возродить свою собственную традицию. Ведь она отвечает особенностям русского национального характера, неразрывно связана с православной верой, а не буддистской или кришнаитской… И такие попытки делаются. Например, в феврале 1991 года в Санкт- Петербурге состоялась первая встреча представителей различных школ русского рукопашного ; боя. Среди них были псковские скобари, славяно-горицкие воины, тверские кулачные бойцы и многие, многие другие…
Рассказывает бывший сотрудник КГБ из бывшего Свердловска (а ныне Екатеринбурга) Александр Лавров:
- «Русский стиль» рукопашного боя в том виде, в каком он существует в органах госбезопасности, имеет чисто прикладное значение. Его осваивают спецназы и подразделения правительственной охраны. Благодаря своей универсальности он позволяет «работать» против любого противника: боксера, самбиста, каратиста, а также вооруженного холодным и огнестрельным оружием.
- Вместо поясов, данов и разрядов в- нем присваиваются категории, от первой до шестой. Третья категория приблизительно соответствует званию мастера спорта. Тот, кто имеет шестую, практически неуязвим. Конечно, в принципе можно убить любого человека, но «достать» мастера «русского стиля» очень и очень непросто…
- Вся система подготовки разделена на отдельные блоки.
- Блок «работы с хода» позволяет «разобраться» с нападающим на тебя с любой стороны противником в то время, когда ты идешь по улице.
- Блок против всех видов захватов имеет по 10— 15 противодействий на каждый из них. Специальная подготовка проводится как против уличной драки, так и ударов боксеров и каратистов.
- Существует блок работы лежа (в том случае, если тебя захватили в постели или сбили с ног) и сидя.
Осваивается также тактика и техника боя в ограниченном пространстве: комнате, коридоре, лифте, автобусе, самолете, автомобиле.
Следующие блоки подготовки направлены против вооруженных противников: можно защищаться голыми руками, при помощи подручных средств (использовать все — от камня на дороге до частей собственной одежды)… Простота и действенность «русского стиля» поразительны. В нем не требуется постоянной растяжки, отсутствует «набивка» ударных поверхностей рук и ног, нет сверхнапряжений, не надо ломать доски и разбивать кирпичи. Напротив, используется естественная подвижность и гибкость суставов.
- Навыки «русского стиля» остаются на всю жизнь, и вы сможете с его помощью успешно защищаться даже в шестидесятилетием возрасте. Это прежде всего стиль обороняющегося человека, выманивающего противника на себя. Никогда не начинать первым — главное правило, отправная точка «русского стиля»…
Вот небольшая сцена: против него выходит здоровенный кик-боксер. Пытается атаковать, но удар проходит мимо, а сам тяжеловес летит на пол благодаря неуловимому движению мастера. Со стороны его действия выглядят естественными и простыми, но повторить их никому из присутствующих не удается…
Искусству рукопашного боя А. А. Кадочников начал учиться еще в детстве от своего отца (а тот перенял его от деда, пластуна-разведчика первой мировой войны, кавалера трех георгиевских крестов). Продолжил в училище, готовившем армейских разведчиков и диверсантов. В училище рукопашный бой преподавали ученики Виктора Афанасьевича Спиридонова, бывшего штабс-капитана русской армии, ставшего впоследствии полковником НКВД. Не отличавшийся (как и Кадочников) ростом и силой Спиридонов главную ставку делал на ловкость и мягкость, а не физическую мощь и жесткую технику. Его основной принцип напоминает айкидо: не мешать противнику атаковать, а в определенный момент нейтрализовать, обратив его движение и силу против него самого. Для того, чтобы это было возможным, важно было уметь работать расслабленно, экономно и точно…
Свое объяснение техники рукопашного боя Кадочников начинает с расчетов. Он говорит: «Скажем, спортсмен бежал дистанцию, работая на рекорд, и ни о чем другом не думал. После этого он себя плохо чувствует, у него скачет давление от перенапряжения, могут быть травмы и все такое прочее. Мы же ищем оптимальные режимы физических действий ‘ в экстремальных условиях.
Если силу прилагать правильно, то для выполнения приема ее требуется в несколько раз меньше. Простейшая геометрия: вот вектор силы… вот рычаг с точкой опоры… Плечо, предплечье, катет, гипотенуза… Трехмерное пространство… Кстати, работа в трех плоскостях — один из основных технических принципов «русского стиля». Именно благодаря ему можно без особых усилий выводить противника из равновесия».
Во время одного из показательных выступлений Кадочников работал со знаменем на длинном древке против двенадцати противников. Смотрелось это очень эффектно: развевающееся полотнище, мягкие, легкие движения, элегантные манеры. А нападавшие сталкивались друг с другом, падали, едва успев сделать шаг, получали удары от своих же… Ножи перехватывались на лету, мощнейшие удары рук и ног нейтрализовались едва заметным движением ладони или буквально двумя пальцами. Прямо какой-то театр!
Техника Кадочникова не требует больших затрат энергии. Однако ее легкость обманчива. За ней стоит математическая точность расчетов, стоит огромный труд. Мало того, что она основана на законах механики, геометрии, биологии. Осваивать искусство рукопашного боя «по Кадочникову» это значит вести соответствующий образ жизни, определенным образом тренировать свое мышление…
«Искусство рукопашного боя является невидимым оружием,— любит повторять А. А. Кадочников,— которое нельзя обнаружить, пока его не применили, и нельзя отобрать, пока человек жив». В этих словах троякий смысл.
Во-первых, он в том, что в качестве оружия можно использовать буквально любой предмет, оказавшийся под руками — палку, расческу, стакан с чаем, стул или обыкновенные тарелки. Стул, например, во многом похож на рога оленя, опаснейшее оружие, которого боится даже тигр. А тарелки в умелых руках заменяют метательные звездочки ниндзя (сюрикены)…
Во-вторых, техника рукопашного боя превращается в искусство не раньше того времени, когда она входит в плоть и кровь, когда благодаря тысячекратным повторениям на тренировках приемы становятся бессознательными инстинктивными движениями обороняющегося человека.
В-третьих, неотъемлемой частью искусства рукопашного боя является тактика, то есть специфический способ мышления, обеспечивающий автоматический выбор наиболее эффективных действий с учетом места и времени, погоды, дистанции, возможностей неприятеля и т. д.
Но это еще не все. Алексей Алексеевич говорит, что «наша школа — это комплексные занятия и комплексный подход, а не просто изучение приемов самозащиты. Занятия в ней составляют смысл жизни для каждого из нас. Рукопашный бой лишь одна из составных частей системы выживания в экстремальных условиях». Поэтому его ученики самым серьезным образом изучают военно-полевую медицину и топографию, шифровальное и подрывное дело, технику разведки и маскировки, прикладную физику и химию, и многое другое. Все это нужно для того, чтобы каждый боец мог не просто выжить любой ценой, а обязательно выполнил поставленную перед ним задачу. Армия, состоящая из таких людей, будет непобедимой. Для того, чтобы наша армия могла быть такой и работает Алексей Кадочников…
Итак, «русский стиль» рукопашного боя не исчез безвозвратно. Но для того, чтобы его возродить, сделать доступным массам, надо решить ряд проблем. Надо найти и рассекретить знатоков и мастеров «русского стиля»; объединить их в соответствующую организацию; начать проводить учебно-методические семинары, наладить выпуск литературы и видеофильмов, почаще устраивать показательные выступления.