Школа самбо

боевое самбо

что такое боевое самбо?

Что такое Прикладное самбо?Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо обратиться к истории. Оказывается, тот вид едино­борств, который мы называем сегодня «самбо», появился в результате слияния трех разных систем.

Первая называлась САМ, или САМОЗ. Ее создал в двадцатые годы бывший штабс-капитан русской армии В. А. Спиридонов.

Вторую систему разработал Анатолий Аркадьевич Харлампиев основоположник системы самбо.

А Создателем третьей системы явился инструктор краснодарского высшего военного училища ракетных войск  Алексей Алексеевич Кадочников.

Что вошло в систему Спиридонова?

Классификация приемов самозащиты по Спири­донову включает в себя следующие группы техниче­ских действий:

  1. до жимы кистей рук, стоп ног и головы;
  2. рычаги на суставы рук, ног. позвоночника в стойке и лежа:
  3. выверты рук, ног, головы;
  4. выводы из равновесия, т. е. рывки и броски с помощью рук, ног, корпуса (подножки, подсечки, броски силой корпуса, болевым захватом);
  5. нажатия на болевые точки и сжатия тела, в том числе удушения;
  6. удары кулаками, открытой рукой, локтями, коленями, стопами ног, головой, плечами, тазом;
  7. комбинированные приемы, в том числе «ножни­цы» и работа в партере.

Что вошло в систему самбо?

Ее суть составили броски из стойки и приемы борьбы лежа (удержания, переворачивания, «рычаги» на суставы рук и ног). Удары, удушения, болевые приемы в стойке, исполь­зование оружия и подручных средств отсутствовали.

Самбо как система соревнований с полным сопротивлением.

По всей стране начали создаваться одна за другой секции самбо, проводиться соревнования, присваи­ваться спортивные разряды и звания. Надо отметить, что еще Спиридонов основоположник современного русского стиля организовывал соревнования и даже первенства по самозащите. По его мнению, полученные на тренировках знания и умения лучше всего закрепляются в вольных схват­ках. Он писал: «Состязание является как бы высшей степенью тренировки и последним этапом совершен­ствования бойца при изучении самозащиты». Однако в рамках его системы соревнования имели ограни­ченное значение, они являлись только одной из форм тренинга. К тому же, что очень важно, разработанные Спиридоновым правила соревнований по самозащите допускали болевые приемы в стойке, удары и уду­шения. Таким образом, «спортивное» самбо изначально было лишь частью «Русской боевой системы». Но с 1938 года оно начало развиваться самостоятельно, и чем дальше, тем больше превращалось в чистый спорт, со всеми его условностями и ограничениями.

Что общего между РС и самбо?

  вобще-то Есть много общего между Русским стилем и спортивным направлениями самбо. В первую очередь это касается теоретических основ, разработанных Спиридоновым: исходных принципов, классификации техники, мето­дов преподавания.

Основополагающих принципов в пять.

Пер­вый из них — осмысленность схватки, т. е. выбор правильной стратегии и тактики ее проведения.

Второй заключается в умении переходить с приема на прием, от неудавшегося к более выгодному в дан­ной ситуации. Без выработки такого умения любые приемы, даже хорошо изученные, останутся оторван­ными друг от друга и не могут гарантировать победу над противником.

 Третий принцип требует добиваться необходимого результата с минимальной затратой энергии. Это значит, что главным фактором победы должна быть техника, а не грубая сила.

Четвертый принцип — классификации — позволяет разделить огромное количество приемов (более 3-х тысяч!) всего на 7 основных групп техниче­ских действий. Благодаря этому боец осво­бождается от необходимости изучения конкретных приемов на все случаи жизни. Достаточно усвоить типологию действий и подобрать наиболее эффектив­ные для каждой из основных дистанций, а дальше можно свободно импровизировать.

Той же цели служит и пятый принцип — анатомический. Зная систему движения суставов, расположение и взаимо­действие мышц, научившись ощущать их работу в процессе телесного контакта с партнерами, боец не просто понимает технические принципы, а как бы делает их частью своего существа.

Нетрудно увидеть, что в спортивное направление не вошли удары, нажатия и сжатия, выверты. Ры­чаги в нем разрешены только в партере.

Создатель русского стиля  Спиридонов смотрел на дело иначе. «Искусство самозащиты»,— писал он,— «помогает одержать победу всеми имеющимися средствами, поэтому при самозащите нельзя при­держиваться одной какой-либо системы, никогда не охватывающей всех многочисленных и много­образных положений при жизненных столкновениях, а необходимо использовать все полезное и из других систем, раз это ведет к победе».

Иными словами, в реальной уличной схватке не должно быть никаких ограничений ни в технике, ни в тактике. Выбор того и другого определяется двумя факторами: сте­пенью угрозы бойцу и стоящей перед ним задачей. Понятно, что одно дело — отразить нападение врага, не заботясь о размерах причиняемого ему вреда, и другое, если требуется взять его живым-невредимым. )

Тем не менее, жизнь сложилась так, что спортив­ный раздел самбо приобрел гораздо большую попу­лярность, чем русский стиль. И если первые десять-пятнадцать лет после официального признания «борьбы в одежде вольным стилем» боевое и спортивное направ­ления были уравновешены между собой, то в после­дующие годы «спортивное» самбо повсеместно вытес­нило русский стиль, в том числе и в милиции, и в органах госбезопасности. А в армии (за исключением раз­ведки) оно вообще не изучалось. Там преподавали рукопашный бой холодным оружием — штыком и прикладом, ножом и саперной лопаткой, даже каской и ключом танкиста. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с наставлениями по рукопашному бою для РККА 1938 и 1941 годов.

Почему в нашей стране стали увлекаться восточными направлениями?

С годами боевое направление постепенно вырождалось, так как у него не было массовой базы и душил режим секретности. И хотя Спиридонов харлампиев и Кадочников во многом (если не во всем) опередили нынешних западных и восточных специалистов самозащиты, у нас в стране их труды оказались засекречены. Поэто­му ошеломляющий успех каратэ, ушу и других восточ­ных единоборств в качестве «суперсистем само­обороны» был неизбежен.

В течение последних 25—30 лет наша страна пере­жила несколько периодов повального увлечения восточными единоборствами. Сначала модным было дзюдо, потом — каратэ и таэквондо, на смену им пришло ушу, затем муай-тай, и другие. Появилось немало мастеров мирового класса в каж­дом из этих видов, издана масса книг, имеются тысячи учебных и художественных видеофильмов, созданы десятки федераций и ассоциаций. Одним словом, восточные единоборства больше не являются для нас чем-то загадочным и недоступным. Учиты­вая это, пора уже расставить все точки над «и*.

В современную эпоху мир восточных единоборств является многофункциональным.

Во-первых, они существуют как спорт.

Во-вторых, как оздоровитель­ные системы.

В-третьих, как искусство сценического боя и цирковых трюков.

В-четвертых, как религиоз­ная практика.

В-пятых, как искусство самозащиты и рукопашного боя.

Разумеется, выбор взрослым человеком любого из этих аспектов в качестве пред­мета увлечения сугубо его личное дело. Однако, всякий выбор должен быть осознанным и квалифи­цированным.

Так вот, если говорить о самозащите, то, как показывает практика, ничего эффективнее и рацио­нальнее, чем боевое самбо и русский стиль, в мире нет. По крайней мере, для людей, принадлежащих к европейской цивилизации.

Десятки лет оно было невидимым грозным оружием сотрудников совет­ского уголовного розыска и органов государственной безопасности, пограничников, разведчиков и дивер­сантов:. Оно успешно выдержало самые жестокие испытания тайной и явной войны.

Тот факт, что несмотря на это оно оказалось на грани исчезнове­ния, объясняется неблагоприятным сочетанием поли­тических, юридических, экономических и культурно- информационных факторов. Сама система самозащи­ты, известная под именем русский стиль в таком развитии событий не повинна.

Наступило время возродить его былую славу и познакомить с ним всех желающих. И если уж говорить о восточных единоборствах, а в части реальной самозащиты их наставникам надо учиться и учиться у знатоков советского самбо и мастеров русского боевого искусства.